Виды и формы девиантного поведения подростков
Переходный возраст заключается не только в физическом и психологическом созревании ребенка, но и во вхождении его во взрослую жизнь. Вчерашние дети стремятся к личностному и социальному самоопределению. Если взрослые продолжают относиться к ним, как к маленьким, формы самоутверждения принимают искаженный вид. В подростковом возрасте формируется самостоятельность, чувство собственного достоинства. Представления ребенка о том, как должно быть, зачастую расходятся с реальностью, что становится причиной негативизма.
Выходящее за рамки общественных норм поведение различается по своим проявлениям и источнику. Существует несколько классификаций.
Российский психиатр Владимир Менделевич выделяет виды девиантного поведения подростков, исходя из характера нарушения общественных норм:
-
делинквентный тип — примерами такого поведения являются уголовно наказуемые действия (грабежи, разбой, воровство). Один из самых опасных видов;
-
аддиктивный — подростки «убегают» от действительности при помощи алкоголя, наркотиков, токсикомании. Нередко развивается зависимость от определенных действий (транса, мастурбации, азартных игр);
-
психопатологический — проявление имеющихся у подростка психопатических нарушений, например, биполярное расстройство может вылится в гипоманию («легкая» мания с постоянно приподнятым настроением), а депрессия в апатию;
-
патохарактерологический — проявление патологических черт характера, сформированных в процессе воспитания. Характеризуется стойкими нарушениями в поведении и трудностями в социальной адаптации. В этот тип входят акцентуации и психопатии (эпилептоидная, шизоидная. истероидная);
-
гиперспособный — одаренные дети используют таланты, чтобы выделиться, показать свою значимость. Один из самых редких видов девиантного поведения среди подростков. При этом такие подростки могут не справляться с бытовыми вопросами.
Свою типологию девиаций предложил американский социолог Роберт Крол Мертон. Он выделил четыре типа на основании разрыва принятых в обществе норм и способов достижения цели.
Типы по Мертону:
-
инновации — достижение одобряемых обществом целей незаконными методами (финансовые махинации, проституция, шантаж);
-
ритуализм — отказ от социально значимых целей на фоне согласия с инструментами их достижения. Подросток не стремится к великим достижениям, уверенный, что они приведут к разочарованию;
-
ретритизм — отказ как от социальных целей, так и способов их достижения. Выражается побегами из дома, бродяжничеством, наркоманией;
-
бунт — замена существующих норм общества новыми.
Девиантное поведение подростков можно также разделить на следующие типы: антисоциальное, социальное и саморазрушительное.
-
антисоциальное или делинквентное поведение — противоречащие общественным нормам, противоправные действия. В начальных классах проявляется насилием по отношению к более слабым или младшим, поджогами, жестоким обращением к животным, мелким хулиганством, воровством. В средних классах подростки с таким типом девиаций склонны к вандализму, физическому насилию, грабежам, употреблению и распространению психоактивных веществ. В возрасте старше 18 лет это уголовно наказуемые действия и поступки;
-
асоциальное (аморальное) поведение — уклонение от социально-нравственных норм, неприятие стандартов этики и морали. Выражается агрессивностью, беспорядочными сексуальными связями, бродяжничеством, прогулами школы, игрой в азартные игры на деньги, попрошайничеством. Также подростки могут увлечься граффити, делать татуировки, наносить себе повреждения (селфхарм), придумывать вымышленных друзей;
-
саморазрушительное (аутодеструктивное) — особенности девиантного поведения подростков этого типа угрожают развитию личности. Поведение ребенка отклоняется от медицинских и психологических норм, его действия направлены на причинение прямого или косвенного вреда своему психическому и соматическому здоровью. В младших классах такой тип редок и выражается курением или токсикоманией. В более старшем возрасте у подростков может появиться пищевая или химическая зависимость, суицидальные поступки, деструктивно-религиозный фанатизм, поведение жертвы, увлечение экстремальными видами спорта.
Шире других среди молодежи распространены алкоголизм и наркомания. Школьники быстро становятся зависимы от алкогольных напитков, сильнодействующих веществ, прием которых угрожает физическому и психическому здоровью. Причинами становятся подростковое любопытство, генетические предрасположенности и индивидуальные особенности, окружающая среда. Алкогольная и наркотическая зависимость развивается на фоне незащищенности, низкого уровня развития, не устраивающего ребенка положения в детском коллективе.
Еще одной формой своеобразного спасения от жизненных невзгод может стать проституция. К продаже тела за деньги подростки прибегают для улучшения финансового положения, если родители не в состоянии обеспечить все их «хотелки». Причиной детской проституции могут стать также семейные конфликты, воздействие низкого культурного уровня среды, в которой вращается ребенок.
Любые формы девиантного поведения подростков требуют коррекции с обязательным наблюдением у врача-психиатра. В психотерапевтической клинике «Роса» пациентам гарантировано высококвалифицированное лечение и сопровождение до полного выздоровления.
Проявления и симптомы
Примеры девиантного поведения подростков можно наблюдать уже с младшего школьного возраста. Наиболее характерными симптомами являются:
-
агрессивность, истеричность;
-
явно выраженное равнодушие к внешнему миру;
-
склонность к жестокости, насилию, садизму;
-
эмоциональная нестабильность, быстро меняющееся настроение;
-
повышенная тревожность, фобии;
-
замкнутость, самоизоляция, депрессия;
-
потеря интереса к учебе, прогулы занятий;
-
асоциальные знакомства и контакты;
-
частое вранье;
-
расстройства пищевого поведения;
-
частая смена хобби, увлечений;
-
побеги из дома, бродяжничество.
Физическими симптомами могут быть частые головные боли, бессонница, потеря аппетита или переедание, резкие перепады артериального давления.
Патогенез девиантного поведения подростков отличается сложностью, у отклонений нет ярко выраженных стадий, а прогресс может занимать несколько лет. Нарушения развиваются от единичных проявлений до регулярно повторяющихся поступков.
Психология отмечает формирование нарушений на фоне отсутствия системы ценностей, поддержки близких людей и неудовлетворительных социальных условий. Если ребенок не получает в период возрастного кризиса, когда обострена потребность самоопределения и самовыражения, понимание и поддержку, то его поведение принимает патологические формы. Из-за нарушения ориентации подростка в системе общественных норм развиваются девиации. Дети с помощью аморальных и противоправных поступков стремятся привлечь внимание, доказать свою значимость.
Основным клиническим проявлением заболевания является трудность социальной адаптации. Школьники постоянно ругаются с родителями, конфликтуют с учителями и одноклассниками. Им тяжело дается учеба, нет заинтересованности в занятиях.
В эмоционально-личностной сфере патология проявляется ярко выраженной инфантильностью. Подростки неряшливы, часто опаздывают, не умеют составлять планы действий и следовать им.
Диагностика девиаций у подростков
Диагностика девиантного поведения подростков проводится медицинским психологом и психиатром в специализированной клинике. Лабораторными исследованиями психические отклонения диагностировать невозможно, оценить состояние пациента помогают опросы и тесты.
Врач-психиатр ставит диагноз на основании следующих процедур:
-
наблюдение и беседа позволяют выяснить привычки пациента, наличие у него хобби, обстановку в семье. Характеристика подростка с девиантным поведением определяется также эмоциональными особенностями и поведенческими ответными реакциями;
-
опрос родителей крайне важен из-за частого отсутствия у детей с девиантным поведением самокритики. Беседа с родственниками помогает выявить отклонения в поведении ребенка;
-
личностные опросники и психологические тесты выявляют индивидуальные черты характера (опросник Айзенка, патохарактерологический диагностический опросник и др). Пациент отвечает на вопросы, а психиатр на основании ответов выделяет наиболее яркие особенности личности;
-
специфические тесты-картинки помогают определить скрытые страхи, тревоги, агрессию (тесты Розенцвейга, Сонди).
Немаловажны в диагностике и характеристики из школы, из подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН). Если ребенок стоит на учете — заключения педиатра, невролога.
Лечение
Подавляющее большинство психиатрических и наркологических заболеваний лечится только в стационаре. Последствия девиантного поведения подростков не проходят сами собой, а амбулаторная или домашняя терапия малоэффективна.
Не бойтесь положить ребенка в клинику, в психотерапевтическом центре «Роса» всем пациентам гарантирована анонимность и высококвалифицированная помощь специалистов. Посещать больного можно в любой день в отведенные для визитов часы.
При коррекции девиаций используют комплексную терапию, основной упор делается на работу с психиатром. Психотерапия помогает пациентам и их близким понять, что чаще всего становится причиной конфликта, и как реагировать на ссору. Беседы с психотерапевтом показаны как подростку, так и его родителям для восстановления нормальных семейных отношений.
Для достижения эмоционального равновесия применяют психокоррекцию. Терапия не только возвращает детям веру в свои силы и способности, но и мотивирует их на новые достижения в учебе или спорте.
Лекарственные препараты назначают, если у больного есть психические или неврологические расстройства. Медикаменты сглаживают негативные симптомы, но без психотерапии такое лечение не имеет смысла, эффект для коррекции поведения будет нулевым.
При лечении необходимо направить энергию ребенка в благоприятное русло, найти ему такое увлечение, чтобы оно не вредило ни самому подростку, ни его окружению. Переубедить человека в таком возрасте крайне сложно, тут важна совместная работа врача, родителей и школьных педагогов.
Коррекция социальных девиаций ведется каждый день, нельзя предоставлять ребенка самому себе при первых признаках улучшения. Только постоянный контроль и соблюдение рекомендаций психиатра способны вернуть подростка к жизни без бунтарства и агрессии.
Осложнения
Проблема девиантного поведения подростков в том, что родители зачастую считают негативные признаки проявлениями переходного возраста. Они уверены, что в состоянии самостоятельно справиться со сложным периодом взросления своих детей.
Такое мнение ошибочно, отсутствие профессионально психотерапевтической помощи приведет к возникновению осложнений социального и физического характера.
Девиации без должного лечения вызывают следующие осложнения:
-
развитие алкоголизма и наркомании, детский организм быстро приобретает зависимость, вылечить которую сложно;
-
беспорядочные сексуальные связи в раннем возрасте грозят проблемами с психикой и заболеваниями, передающимися половым путем;
-
детям с расстройствами поведения трудно в будущем стать социально успешными;
-
дети со склонностью к селфхарму (самоповреждению) и суициду способны серьезно навредить себе;
-
предоставленный сам себе ребенок ищет внимания и может попасть в криминальную среду.
Поведение школьников определяется ценностями группы, в которую он включен. Не важно, что это, группа одноклассников или компания за пределами школы, ребенок будет неосознанно следовать установкам, принятым в среде, в которой он вращается. Родителям необходимо с детства поддерживать со своими детьми доверительные отношения, это поможет избежать многих проблем в период взросления.
Профилактика
Профилактика девиантного поведения детей и подростков должна проводиться как в семье, так и в детском коллективе. Родители как ориентир детей в жизни должны с раннего возраста видеть в них личность со своим уникальным характером и особенностями. Если в семье царит взаимопонимание, ребенку уделяется достаточно внимания, а конфликты решаются мирно, без ругани и рукоприкладства, то подростковый возраст может пройти спокойно без эмоциональных всплесков.
Хорошее профилактическое действие оказывают курсы и лекции в школе о вреде алкоголя и наркотиков, пропагандирующие спорт и здоровый образ жизни. Вовлеченность детей во всевозможные культурные и спортивные мероприятия благоприятно сказывается на интересах и образе жизни подрастающего поколения.
Если родители или педагоги заметили девиантное поведение, лечение подростков необходимо начинать сразу же. Раннее выявление отклонений является решающим фактором для благоприятного прогноза.
Амбулаторная помощь показана только при не запущенных случаях, важно не пропустить первые признаки изменения психического состояния и обратиться к врачу.
Склонность к девиантному поведению подростков обусловлена изменениями в организме в период взросления и окружающей средой. Если биологические факторы изменить невозможно, то позаботиться о благоприятном окружении ребенка родители в силах. Не оставляйте своих детей один на один с проблемами, даже если вам они кажутся глупыми и незначительными. Нередко протест проходит в скрытой форме на фоне надуманных ребенком физических недостатков. Уверенность в собственной непривлекательности может вырасти в пассивную депрессию, признаки которой от родителей тщательно скрывают.
При слабых связях ребенка с семьей или в школе подросток ищет понимания на улице, ориентируется на группы сверстников, для которых девиантные модели поведения могут быть нормой. Такое общение неминуемо приведет к изменению ценностей и поведения в целом.
Если вы заметили изменения в психическом состоянии ребенка, не ждите, пока они приведут к серьезным нарушениям, запишитесь на прием в специализированную клинику.
Литература:
-
Гилева Н.С. Психология девиантного поведения: учебно-методическое пособие., Омск, 2012 г.
-
Книжникова С. С, Девиантология для педагогов и психологов: учебное пособие., М., 2014 г.
-
Воробьева К. А. Особенности взаимоотношений в семье как фактор формирования девиантного поведения подростков., Семья и личность: проблемы взаимодействия, № 13, 2019 г.