Виды неадекватного поведения
Психологи выделяют несколько форм неадекватного поведения. Одна из них — неприкрытая агрессия по отношению к окружающим. Повышенная готовность к враждебным действиям не является врожденной. Она приобретается в течение жизни под влиянием воспитания и неблагоприятного жизненного опыта.
Агрессивность может быть:
-
конструктивной — направлена на самооборону от реальной или мнимой угрозы, позволяет адаптироваться в коллективе, преодолеть возможные препятствия для самовыражения, проявить лидерские качества;
-
разрушительной — агрессивные поступки совершаются умышленно, с целью навредить кому-либо.
Неадекватное поведение при агрессии направлено на окружающих, которые вынуждены терпеть оскорбления, унижения и даже побои. Возможны и другие варианты, такие как:
Крайней формой психического отклонения являются аутоагрессивные поступки. Они сопровождаются ощущением собственной вины, самообвинения, со временем могут трансформироваться в самоповреждения и суицид.
Пассивно-агрессивное поведение — способ завуалированно выразить свои отрицательные эмоции и не говорить о них вслух. Люди не могут сдержать свой гнев, испытывают потребность показать свое крайнее неудовольствие, но стремятся при этом избежать прямого конфликта.
Примерами пассивной агрессии служат показное игнорирование собеседника, использование жестов и невербальных приемов, чтобы выразить свои истинные эмоции (демонстративные вздохи, хлопки дверью, цоканья языком).
При таком поведении реальные мысли расходятся с действиями и словами. Неадекватные поступки позволяют отказаться от ответственности за конфликт и сделать виноватым собеседника. Если об этом прямо сказать виновнику ссоры, он решительно отрицает свои намерения.
Импульсивное поведение — склонность совершать импульсивные поступки, не учитывая при этом мнение окружающих. Человек принимает важные решения очень быстро, не берет в расчет альтернативные возможности. Он стремится быстро получить результат, не задумываясь о последствиях.
Выраженная импульсивность — частый пример неадекватного поведения ребенка в детском саду. Дошкольному периоду жизни в норме свойственны быстрые необдуманные поступки. Они объясняются возрастной слабостью самоконтроля. По мере роста нервная система созревает. Сказываются также родительское воспитание, совместные игры — в них требуется сдерживать эмоции и подчиняться давно установленным правилам.
Ребенок с неадекватным поведением в школе сохраняет привычки младшего возраста. Он не может вести себя сдержанно, поступает так, как будто вернулся назад в раннее детство. Школьное обучение дается ему с трудом из-за неусидчивости, отсутствия внимания. Врачи в таком случае говорят о гиперактивности ребенка, рекомендуют обследование и лечение.
Социальная изоляция — это недостаток или полное отсутствие общения, одиночество, которое усиливается с возрастом и увеличивает риск появления физических и психических расстройств. Люди сознательно изолируют себя от окружающих, потому что:
-
стремятся таким образом избавиться от депрессии и повысить настроение, убеждают сами себя, что их одиночество приятное и желанное;
-
переносят тяжелый стресс — утрату близких, потерю работы, отсутствие денег;
-
злоупотребляют психоактивными веществами, не могут избавиться от зависимости;
-
прячут свои истинные чувства, т.к. живут в условиях хронического перенапряжения, искусственно ограничивают свои контакты с друзьями и коллегами (социальная изоляция — пример неадекватного поведения женщины, страдающей от домашнего насилия).
Ухудшение психического здоровья, болезни сердца и сосудов, склонность к развитию деменции — типичные последствия аномального образа жизни.
Манипулирование — скрытое психологическое воздействие на собеседника для получения какой-либо выгоды. Человек-манипулятор заранее имеет цель и хорошо обдуманный сценарий, стремится получить желаемое любой ценой, чаще всего применяет тактику обмана.
От неадекватного поведения страдает не только жертва. Сам агрессор считает мир враждебным, видит в нем угрозу для личной безопасности, не доверяет никому, поэтому не испытывает никаких угрызений совести от обманных действий.
Жалобы на неадекватное поведение ученика в школе связаны обычно со стремлением привлечь к себе повышенное внимание, выделиться среди других ребят в классе. Ребенок пытается манипулировать детьми и взрослыми, когда ведет себя подчеркнуто вычурно, громко разговаривает, употребляет бранные слова. Иногда он выглядит слишком угрюмым и плаксивым не по возрасту.
Часто встречается такой вид неадекватного поведения человека, как зависимость от каких-либо химических веществ, алкоголя, наркотиков, интернет-сетей. В основе зависимого поведения — легкомысленное желание получать удовольствие при минимальных усилиях. Если речь идет о подростке, он стремится таким образом показать свою избранность, ощутить превосходство над окружающими.
На фоне патологического пристрастия к чему-либо духовные потребности полностью изменяются. Новым типом детского зависимого поведения являются:
При всех вариантах неадекватного поведения требуется консультация специалиста. Он помогает отличить норму от патологии, заболевания психики от пограничных расстройств, подбирает приемлемые способы коррекции.
Причины неадекватного поведения
Точно понять, почему человек проявляет неадекватное поведение, довольно сложно. Этим занимаются психологи и психиатры специализированных клиник. В большинстве случает играет роль сочетание наследственных и психологических факторов.
Наиболее вероятна социальная дезадаптация из-за биологических причин, таких как:
-
генетические аномалии — врожденные дефекты органов зрения и слуха, задержка физического и умственного развития;
-
последствия инфекционных болезней головного мозга, перенесенных на первом году жизни;
-
особенности развития ребенка в грудном и дошкольном возрасте — неустраненные дефекты речи, непривлекательная внешность;
-
хроническая патология эндокринной системы, внутренних органов, из-за которых приходится придерживаться значительных ограничений.
Среди психологических причин неадекватного поведения выделяют:
-
завышенные требования к ребенку в детском саду и школе;
-
неоправданные ожидания родителей по отношению к малышу и связанные с этим частые упреки;
-
сформированные под влиянием ошибочного воспитания комплексы (неполноценности, вины, превосходства, нерешительности, синдром Золушки);
-
индивидуальные черты характера и темперамента.
К отклоняющемуся поведению ведут и социальные факторы:
-
материальная необеспеченность семьи, постоянные финансовые трудности;
-
неблагоприятный семейный микроклимат, потребительское настроение, слабая духовность;
-
неадекватное поведение психически неполноценного родственника, проживающего совместно;
-
проживание в неполной семье, смерть одного из родителей;
-
невозможность реализовать скрытые возможности и таланты;
-
безразличное отношение родителей к ребенку, неадекватность их поведения, эмоциональная отчужденность взрослых и детей в семье;
-
алкогольная или наркотическая зависимость в ближайшем окружении ребенка.
Осложнения
Люди с неадекватным поведением в состоянии постоянного психологического перенапряжения подвержены социальной изоляции. Они часто пополняют число безработных и находящихся на низком материальном и культурном уровнях жизни. Возможности для получения престижной профессии у них ограничены.
Недостаток социальной успешности нередко приобщает человека к криминальной среде, поиску способов самореализации в антиобщественных организациях и группировках. В них приходит первый опыт употребления алкоголя и наркотиков, формируется стойкая зависимость от их применения.
Уже в молодом возрасте появляются заметные отклонения в общем и психическом здоровье. Развиваются неврозы, депрессии, возникают суицидальные намерения. Человек рискует получить травму, заразиться всевозможными инфекциями, приобрести хроническую патологию органов и систем. При неблагоприятно складывающихся обстоятельствах наступает деградация личности, рвутся прежние связи.
Диагностика неадекватного поведения
Обычно люди замечают странные поступки находящегося рядом человека, но не знают, что делать при неадекватном поведении.
Диагностикой и коррекцией поведенческих расстройств занимается врач-психиатр совместно с психологом специализированной клиники. На первом приеме специалисты беседуют с родственниками, оценивают высшие психические функции мозга (память, мышление, внимание) и общее развитие пациента.
Понять истоки проблемы позволяют специальные опросники и психологические тесты. Пройти их предлагают всем членам семьи, чтобы выяснить особенности характеров родственников и взаимоотношений между ними.
Поскольку неадекватное поведение — это состояние, которое может быть признаком более серьезных заболеваний (например, врожденной патологии нервной системы или опухолевых процессов мозга), их необходимо исключить в первую очередь. Диагностический поиск ведется также в отношении наркомании, зависимости от лекарственных препаратов, органических заболеваний психики. Нелишне выслушать мнение психолога, который порекомендует способы устранения хронического стресса и затяжных расстройств настроения.
Дополнительно врач назначает:
-
общеклинические лабораторные исследования;
-
аппаратные методы диагностики — КТ или МРТ мозга и внутренних органов, УЗИ, рентгенографию;
-
консультации невролога, эндокринолога для исключения наследственных заболеваний нервной системы и различных новообразований, при которых возможны аномалии поведения.
Понадобиться могут также школьные характеристики, сведения о правонарушениях, выписки из амбулаторной карты.
звоните на горячую линию, круглосуточно и без выходных
Кому нужно лечение?
Когда диагноз неадекватного поведения установлен, вопрос о необходимости лечения решается на основании:
-
наличия патологических черт характера, которые опасны для пациента и окружающих (агрессивности, непредсказуемости, гиперактивности);
-
информации о противоправном поведении;
-
сведений о суицидальных попытках.
Амбулаторно лечатся пациенты при начальных признаках психических заболеваний, преимущественно на стадии ремиссии. В стационар направляют больных, которым необходимо круглосуточное медицинское наблюдение, а также медикаментозное лечение с подбором индивидуальных дозировок препаратов.
Неадекватное поведение — распространенная проблема, которая требует пристального внимания профессионалов. Своевременная коррекция аномалии предупреждает серьезные осложнения у пациента и его ближайшего окружения.
Литература:
-
Уруков Ю.Н., Московский А.В., Шувалова Н.В. Характерные особенности проявления различных форм агрессивного поведения у подростков. // Чебоксары, Чувашский государственный университет им.И.Н.Ульянова, 2020.
-
Пилягина Г.Я. Когнитивно-эмоциональный дефицит и когнитивно-эмоциональный дисбаланс в личностном развитии, формировании психической патологии и патогенезе саморазрушающего поведения. // Суицидология, №4,2013.