Прием специалистов Вызов врача на дом Обследования Стационар Амбулаторная помощь Медицинские справки Прайс-лист
Многопрофильный центр психического здоровья
Москва, Щепкина 9с1
с 9:00 до 21:00, без выходных
круглосуточная линия для консультации

СДВГ и гиперактивность

Главная
Статьи
СДВГ и гиперактивность
Оглавление

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) затрагивает примерно 5–10% детей школьного возраста. Последние научные исследования подтверждают, что это расстройство не всегда исчезает само по себе, и многие люди продолжают страдать от него как в период подросткового возраста, так и в зрелом возрасте.

Это серьезное состояние, способное значительно ограничить функциональные возможности человека и повлиять на его общее физическое и психическое благополучие. Кроме того, часто СДВГ сопровождается другими психическими расстройствами, преимущественно связанными с поведением и психическим здоровьем.

Синдром дефицита внимания: определение и причины

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ код по МКБ-10 — F90.0)  представляет собой психическое или нервное расстройство, проявляющее себя через 3 характерных признака — чрезмерная активность, импульсивность, невозможность нормальной концентрации внимания. 

Это расстройство часто сопровождается проблемами управления поведением как у детей, так и у взрослых. Импульсивные действия людей, страдающих от СДВГ, могут вызывать конфликты в семье, среди друзей или на рабочем месте. Это, в свою очередь, может привести к осложнениям при СДВГ, таким как низкая самооценка и депрессивные расстройства.

Предполагается, что это расстройство обусловлено сложным взаимодействием различных биологических факторов, которые приводят к нарушению формирования структур мозга и последующей дисфункции центральной нервной системы. Среди потенциальных причин СДВГ выделяются:

  1. Генетическая предрасположенность. Часто СДВГ у детей имеет наследственную природу. Исследования показывают, что у людей, чьи родители страдали от этого расстройства, симптомы проявляются значительно чаще. Обнаружены также мутации в генах, которые контролируют дофаминовые рецепторы и транспортеры.

  2. Пренатальные и перинатальные факторы. Роль могут играть возраст беременной, стресс, хронические заболевания и вредные привычки. Критическое значение имеют условия рождения, включая кислородное голодание плода и родовую травму.

  3. Психосоциальные факторы. Семейные отношения и общественные условия также могут оказывать влияние на развитие СДВГ. Конфликты, физические наказания и чрезмерная опека тоже негативно сказываются на нервной системе.

  4. Биохимические факторы. Некоторые исследователи связывают СДВГ с дисбалансом некоторых веществ в организме, таких как салицилаты и соли тяжелых металлов, а также с недостатком железа, магния и омега-3 жирных кислот. Некоторые исследования также указывают на связь расстройства с нарушением обмена углеводов.

Признаки СДВГ

Признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности могут варьироваться в зависимости от того, какова основная линия нарушения: гиперактивность, импульсивность, недостаток внимания или их совокупность.

  1. Гиперактивность. Характеризуется постоянной необходимостью двигаться и невозможностью спокойно сидеть на месте. Это может проявляться в беспокойном сне, постоянном бесцельном беге, прыжках или лазании. Движения выглядят беспорядочными и чаще всего не имеют цели.

  2. Импульсивность. Отмечается мгновенная реакция на любые стимулы. Человек становится нетерпеливым, говорливым, часто перебивает других и вступает в разговор без ожидания своей очереди. Он склонен к необдуманным и нелогичным поступкам, выражая эмоции без учета последствий. Из-за этого дети с СДВГ часто вовлекаются в конфликты или подвергают себя риску получения травм.

  3. Дефицит внимания. Проявляется в неспособности сосредоточиться на задачах, которые не вызывают интереса, таких как выполнение рутинных заданий, изучение непривлекательного материала или запоминание информации, которая кажется несущественной.

С возрастом симптомы гиперактивности и импульсивности часто уменьшаются, но дефицит внимания часто остается. Однако, когда ребенок или подросток увлечен чем-то, что ему интересно, он обычно не испытывает затруднений с концентрацией: может продолжать играть в свои любимые игры, смотреть мультфильмы или заниматься другими приятными делами в течение длительного времени.

Симптомы СДВГ у детей 

  1. У малышей с типичным СДВГ, особенно в его смешанной форме, симптомы могут появиться уже в возрасте 3-4 лет. Дети становятся чрезвычайно возбужденными, нетерпеливыми, быстро переходят на состояние вспыльчивости, часто прыгают и бегают, а их импульсивность может привести к травмам как у них самих, так и у окружающих. Иными словами, их поведением управляют эмоции. Важно понимать, что активность и капризы у малыша не всегда свидетельствуют о наличии синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Точный диагноз может быть установлен только квалифицированным специалистом в области психиатрии или врачом-неврологом.

  2. Дети, страдающие СДВГ, часто проявляют нетерпение: они стремятся моментально достичь своей цели, не ждут очереди, перебивают взрослых, игнорируя правила поведения. Некоторые из них плохо переносят поражения в играх и могут стать агрессивными при неудачах. После эмоциональных всплесков ребенок часто чувствует усталость, что проявляется капризами и плачем, а также может возникнуть бессонница. Родители часто описывают это состояние как «переутомление».

  3. Такие дети также могут быть настойчивыми и упрямыми. Они постоянно нуждаются во внимании и общении, добиваются своего, даже если получают отказ. Иногда они не слушают объяснения и игнорируют призывы к дисциплине и послушанию.

  4. Обучающие занятия с детьми с СДВГ представляют определенные трудности. Ведь они не могут долго сидеть на месте, им трудно сосредоточиться на задаче и довести ее до конца. У таких детей можно заметить забывчивость и рассеянность. Например, начав играть в мяч, они могут отвлечься на что-то по дороге и забыть о мяче, если им не напомнят. Уроки, такие как изучение цифр или букв, быстро им надоедают.

Иначе говоря, у детей, страдающих от синдрома дефицита внимания и гиперактивности, возникают трудности с соблюдением правил поведения и выполнением требований. Концентрация, завершение задач, запоминание и длительное внимательное слушание требуют от них значительных усилий.

Попытки родителей контролировать поведение ребенка с импульсивным СДВГ, например, удерживать его на месте, чтобы он не бегал, могут вызвать агрессивную реакцию: крики, метание предметов, попытки атаковать взрослого в знак протеста. Такое поведение при СДВГ является типичным.

Хотя определенные признаки гиперактивности, импульсивности и невнимательности могут наблюдаться у большинства детей, у здоровых детей эти эмоциональные колебания проявляются слабее, возникают реже и контролируются легче — как для самих детей, так и для их окружения. Здоровый ребенок обычно способен самостоятельно успокаиваться, управлять своими эмоциями и меньше поддаваться влиянию извне.

Проявления СДВГ у подростков и взрослых

У значительного количества подростков и взрослых СДВГ сохраняется на протяжении всей жизни, оказывая влияние на их поведение. С течением времени симптомы могут уменьшаться. Эмоциональная нестабильность может проявляться в нетерпеливости, повышенной возбужденности и рискованных поступках, таких как внезапные траты, вспышки гнева и необдуманные решения.

У взрослых с СДВГ проблемы с концентрацией могут сказываться на их способности эффективно управлять временем, определять приоритеты и завершать начатые задачи. Даже простые дела могут представлять сложности из-за недостатка сосредоточенности.

Люди, страдающие от СДВГ, легко меняют свои интересы и редко завершают начатые проекты, оставляя за собой незаконченные задания. У взрослых с СДВГ часто возникают проблемы с тревожностью, а также с управлением временем и приоритетами, что дополнительно осложняет их повседневную жизнь.

Чаще всего у мужчин выявляется комбинированный тип СДВГ. Помимо затруднений с концентрацией внимания, они часто проявляют вспыльчивость, что приводит к сложностям в общении, возможным авариям из-за импульсивных решений за рулем и конфликтам как в семейной, так и в профессиональной сфере. Эти признаки часто сопровождаются постоянным внутренним чувством беспокойства и вины из-за трудностей в учебе или карьере.

Патогенез синдрома дефицита внимания

В основе развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности лежит нарушение формирования биоритмов в головном мозге, проблемы с префронтальной областью лобных долей больших полушарий и базальными ядрами. Снижение активности нейромедиаторных систем приводит к ухудшению концентрации внимания и устойчивости перед отвлекающими факторами. Низкая функциональность префронтальной коры связана с растормаживающим влиянием базальных ядер, что вызывает импульсивность в поведении и повышенную двигательную активность. В контексте заболевания гиперактивность становится защитным механизмом, который помогает поддерживать связь между функциями структурами мозга.

Виды СДВГ

Синдром классифицируется по главным признакам, которые наиболее очевидны в поведении: гиперактивность, импульсивность и невнимательность.

Типы СДВГ по основным признакам:

  1. Существует тип СДВГ, в котором преобладают гиперактивность и импульсивность, он обнаруживается у приблизительно 15% детей, чаще всего в дошкольном или младшем школьном возрасте. Такие дети проявляют агрессивное поведение и не испытывают страха, что иногда приводит к травмам.

  2. Есть еще один тип, где преобладает невнимательность; он выявляется чаще всего у подростков, составляя около 30% случаев. У таких детей возникают трудности с концентрацией на задачах, завершением дел и выполнением повседневных обязанностей. Они легко отвлекаются и с трудом сосредотачиваются на не интересующих их заданиях.

  3. Третий тип является смешанным и встречается чаще всего, охватывая около 50-75% случаев. Он объединяет признаки гиперактивности, импульсивности и невнимательности. Хотя с возрастом гиперактивность и импульсивность могут смягчаться, проблемы с концентрацией внимания остаются стабильными.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности проявляется в разнообразных формах, иногда выступая самостоятельно, а иногда сопровождаясь другими патологиями. Например, часто он сочетается с оппозиционным расстройством, которое характеризуется непослушанием, агрессивным поведением и игнорированием правил.

В случае наличия серьезных патологий, таких как аутизм или умственная отсталость, синдром дефицита внимания и гиперактивности также может присутствовать, но уже как вторичный элемент или составная часть общего клинического образа.

Стадии СДВГ

В зависимости от степени выраженности выделяются разные формы:

  1. Легкая — проявления гиперактивности и импульсивности находятся близко к норме. Человек может проявлять немного больше активности или эмоциональности, иногда страдает от рассеянности.

  2. Средняя — человек значительно более активен и впечатлителен, чем другие, более эмоционален. Он часто забывает вещи, быстро меняет свои интересы и испытывает трудности с длительным нахождением в одном месте.

  3. Тяжелая — проявления импульсивности и гиперактивности заметны в общении с людьми. Человек может испытывать частые изменения настроения, демонстрировать неадекватное поведение.

Симптомы гиперактивного ребенка могут усиливаться в условиях стресса, сильных эмоций и недостатка физической активности.

Как успокоить гиперактивного ребенка

Не каждый родитель знает, что делать с гиперактивным ребенком, чтобы помочь ему успокоиться и сконцентрироваться. Вот несколько полезных советов:

  1. Физическая активность. Регулярные физические нагрузки крайне важны для гиперактивных детей. Любые виды активности, от плавания до езды на велосипеде, могут принести пользу. Особенно полезны боевые искусства, такие как карате, кунг-фу или тхэквондо, так как они требуют высокой умственной концентрации, самоконтроля и нагружают физически. А командные виды спорта, такие как футбол, хоккей и баскетбол, в дополнение ко всему перечисленному развивают социальные навыки.

  2. Танцы, музыка и актерское мастерство. Музыкальные занятия способствуют синхронизации работы полушарий мозга, улучшая навыки многозадачности. Танцы позволяют детям выплескивать свою энергию и при этом контролировать свои движения. Актерское мастерство развивает навык запоминания и позволяет детям реализовывать свою творческую энергию.

  3. Обратный отсчет. Введение временных ограничений помогает подготовить ребенка к переходу от одной активности к другой. Например, можно сказать: «У тебя есть еще 5 минут, чтобы поиграть, а потом нужно будет идти в ванную». За 2 минуты до конца скажите: «Осталось всего 2 минуты».

  4. Структурированный распорядок дня. Установление четкого распорядка дня помогает детям развить дисциплину и снижает тревожность. Регулярность и предсказуемость ежедневных занятий создают стабильную среду, в которой ребенку проще ориентироваться.

  5. Положительное подкрепление. Для гиперактивных детей выполнение любых «неинтересных» задач может быть сложным процессом. Важно поощрять ребенка за успешно выполненные задания: используйте похвалу, объятия и небольшие вознаграждения.

Эти методы помогают создать более спокойную и продуктивную среду, способствуя гармоничному развитию гиперактивных детей и улучшению качества их жизни.

Осложнения синдрома дефицита внимания

Хотя синдром дефицита внимания и гиперактивности не может быть причиной других болезней, он все же приносит определенные трудности. Например, сложности в установлении контактов с окружающими и формировании здоровых межличностных отношений.

Частым последствием СДВГ является снижение самооценки и возникновение чувства неполноценности из-за неудач в учебе. Взрослым людям с СДВГ бывает сложно выполнять «скучные» задачи на работе, что приводит к социальной неадаптированности и ощущению своей неуспешности. А они, в свою очередь, — к повышенному риску химических зависимостей.

Диагностика СДВГ

Диагноз «СДВГ» ставит врач-психиатр или невролог — после осмотра ребенка, разговора с родителями и заполнения специальной анкеты.

Неспособность сохранять спокойствие и трудности с концентрацией не всегда свидетельствуют о наличии синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Эти проявления могут быть признаками других заболеваний, таких как эпилепсия, умственная отсталость, гипертиреоз, проблемы со зрением или слухом и различные психические расстройства.

Для точного установления диагноза требуется проведение комплексного клинического обследования, включающего лабораторные и инструментальные методы, консультации специалистов различных медицинских областей и тщательный анализ медицинской истории пациента.

Некоторые эксперты утверждают, что определенные признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности могут проявиться уже в течение первых трех лет жизни ребенка. Это дает возможность начать лечение на ранних этапах и своевременно корректировать поведение детей, страдающих от гиперактивности.

Среди таких ранних признаков:

  • неспособность играть в спокойные игры и сидеть на месте;

  • резкое возбуждение после сна;

  • продолжительный сон (больше, чем по возрастным нормам);

  • светобоязнь, реакция на громкие звуки, страх перед незнакомцами.

Диагноз СДВГ подтверждается, если у ребенка проявляются не менее шести характерных симптомов на протяжении более полугода, и они обнаружены до восьмилетнего возраста.

Для определения диагноза необходима всесторонняя диагностика, включающая в себя оценку степени и формы гиперактивности у детей. В комплекс обследований входят:

  • исследование электрической активности мозга при помощи электроэнцефалографии (ЭЭГ);

  • оценка кровотока в сосудах головного мозга методом ультразвуковой допплерографии;

  • исследование головного мозга с использованием компьютерной томографии (КТ) или магнитно-резонансной томографии (МРТ);

  • проведение теста на вызванные потенциалы (СВП), который помогает обнаружить мельчайшие изменения в электрической активности мозга и оценить работу слуховых, зрительных и других функций.

Кроме того, в рамках диагностики обязательны консультации с детскими неврологами, психиатрами и логопедами.

Лечение синдрома дефицита внимания

Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности направлено на адаптацию ребенка, обучение его самодисциплине и правилам поведения в обществе. Можно облегчить симптомы, взять их под контроль.

Для успешного лечения СДВГ необходим комплексный подход:

  1. Индивидуальные сеансы нейропсихологической реабилитации проводятся под руководством специалиста и включают упражнения для коррекции психических процессов и развития навыков саморегуляции.

  2. Психотерапевтическая поддержка ребенка и его семьи включает консультации психотерапевта, тренинги по улучшению коммуникации с родителями и развитие социальных навыков.

  3. Лечение фармакотерапией представляет собой индивидуальный курс, подобранный с учетом особенностей гиперактивных детей, с применением современных высокоэффективных препаратов.

  4. Биологическая обратная связь (БОС) — это современный метод, позволяющий детям самостоятельно контролировать свое состояние через выполнение компьютерных заданий, направленных на тренировку саморегуляции мозга.

Лечение проводится только амбулаторно, то есть ребенок продолжает жить своей обычной жизнью дома, и приезжает в клинику на назначенные врачом процедуры и психотерапевтические сессии.

звоните на горячую линию, круглосуточно и без выходных

Можно ли вылечить СДВГ

Полностью вылечить синдром дефицита внимания с гиперактивностью полностью невозможно, однако его проявления можно эффективно контролировать и смягчать. Внимательный и всесторонний подход к лечению гиперактивного ребенка позволяет значительно улучшить качество жизни людей, страдающих этим расстройством.

Что делать, если у вас или вашего ребенка СДВГ

Рекомендации при СДВГ ребенка для родителей:

  1. Структурируйте режим дня и придерживайтесь его. Важны регулярные семейные ритуалы, например, засыпание после выключения света или чтение сказки перед сном.

  2. Поддерживайте контакт с учителями и воспитателями. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и в предсказуемой обстановке как дома, так и в школе или детском саду.

  3. Позволяйте ребенку свободу движений в течение дня, не ограничивая его сидением за столом или на диване. Сдерживая его энергию, можно столкнуться с ее вспышками в неподходящий момент, например, перед сном.

  4. Запишите ребенка в спортивную секцию или кружок. Занятия спортом с постановкой четких задач помогут ребенку эффективно расходовать энергию.

  5. Если спортивная секция недоступна, обустройте безопасное игровое пространство дома, где ребенок сможет разгружать свою психику. Это не только снизит риск травм на улице, но и поможет развить координацию движений.

Профилактика синдрома дефицита внимания

Хотя не существует универсального метода для предотвращения развития синдрома, специалисты рекомендуют осмотрительное планирование беременности, прохождение всех рекомендованных обследований и тщательное следование указаниям медицинских работников.

Для снижения вероятности возникновения гиперактивности у детей важно избегать употребления табака и алкоголя в период беременности и лактации, содействовать психологической гармонии в семье, исключить излишние учебные нагрузки и ограничить экранное время.

Признаки гиперактивного ребенка в современной медицине успешно корректируются. Специалисты психотерапевтической клиники Роса проведут комплексное обследование для выявления причин гиперактивности ребенка. При необходимости будет предложено комплексное лечение, включающее медикаментозную терапию, психотерапию и другие эффективные методы.

Литература:
  1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002 г.

  2. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. - СПб.: Союз, 1998 г.

  3. Максимова А. Гиперактивность и дефицит внимания у детей. - Ростов н/Д: Феникс, 2006 г.

  4. Attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) / NHS. 2021.

  5. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition (DSM-5) / American Psychiatric Association. 2013.

  6. What is ADHD? / American Psychiatric Association. 2022.

  7. Корень Е. В., Куприянова Т. А. Гиперкинетические расстройства (СДВГ) / Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России. М., 2015

  8. Song P., Zha M., Yang Q., et al.. The prevalence of adult attention-deficit hyperactivity disorder: A global systematic review and meta-analysis // J Glob Health. 2021. Vol. 11. P. 04009. doi:10.7189/jogh.11.04009

  9. Brahmbhatt K., Hilty D. M., Hah M., et al. Diagnosis and Treatment of Attention Deficit Hyperactivity Disorder During Adolescence in the Primary Care Setting: A Concise Review // J Adolesc Health. 2016. Vol. 59(2). P. 135–143. doi:10.1016/j.jadohealth.2016.03.025

Часто задаваемые вопросы

Диагностируют ли у взрослых СДВГ в России?
Синдром дефицита внимания и гиперактивности может быть обнаружен как у детей, так и у взрослых. В прошлом основное внимание медиков было сосредоточено на симптомах СДВГ у детей, однако современная наука признает, что это расстройство может оставаться актуальным и в зрелом возрасте.
Можно ли продолжительно работать и не уставать, сохраняя концентрацию, если у тебя СДВГ?
Работать продолжительно и сохранять концентрацию при синдроме дефицита внимания и гиперактивности может быть сложной задачей, однако с правильным подходом и стратегиями управления симптомами это вполне возможно.
Как слушать лекции в университете, если у тебя СДВГ и не можешь долго концентрироваться?
С помощью определенных стратегий и методов можно улучшить способность к концентрации и усвоению материала. Садитесь ближе к преподавателю, старайтесь активно участвовать в лекции, записывайте лекции на диктофон, делайте конспекты в виде схем, диаграмм и рисунков, практикуйте технику глубокого дыхания или медитацию перед началом лекции.
Синдром дефицита внимания и гиперактивность у ребенка лечится? Или все проходит с возрастом?
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей — это серьезное состояние, которое требует комплексного подхода к лечению. Хотя некоторые симптомы могут стать менее выраженными с возрастом, сам по себе СДВГ полностью не исчезает.
Как отличить гиперактивного ребенка от активного?
Активные дети обычно способны контролировать свою энергию и поведение в различных ситуациях. Гиперактивные дети обычно испытывают затруднения с самоконтролем и концентрацией. Еще одним признаком гиперактивности может быть неспособность сосредотачиваться на одном деле на протяжении длительного времени.

Рейтинг 5 из 5

Оцените статью!
Поделиться

Уважаемые гости нашего медицинского портала о психическом здоровье и благополучии!


Если ваша ситуация острая и срочная, или после прочтения у вас остались вопросы, наша круглосуточная профессиональная линия помощи ответит на любые вопросы по любому диагнозу и сможет обеспечить для вас скорейший прием в нашем центре для оказания как плановой, так и экстренной помощи!

Нужна предварительная консультация?
круглосуточно и без выходных
Задайте нам вопрос
Имя *
Номер телефона *
Ваш вопрос *