Причины умственной отсталости
 
	 Причины олигофрении делятся на 2 группы: врожденные и приобретенные. Первые связаны с нарушением развития головного мозга во время беременности или родов. К ним относятся:
	- 
		 генетические отклонения: синдром Дауна, Фрагиля X, фенилкетонурия;
	 
- 
		 нарушение развития на эмбриональной стадии;
	 
- 
		 врожденные аномалии: микроцефалия, гидроцефалия, аненцефалия;
	 
- 
		 инфекционные и токсические воздействия на плод: краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирус, сифилис, ВИЧ, алкоголь, наркотики, лекарства;
	 
- 
		 травмы и гипоксия в перинатальном периоде: преждевременные роды, асфиксия, кровоизлияния, инфаркты.
	 
	 Приобретенные причины связаны с повреждением мозга после рождения в результате различных факторов. К ним относятся:
	- 
		 инфекционные и воспалительные заболевания: менингит, энцефалит, полиомиелит, ботулизм;
	 
- 
		 сильное эмоциональное или физическое насилие;
	 
- 
		 травматические повреждения мозга: ушибы, сотрясения, контузии, ЧМТ;
	 
- 
		 ишемические и геморрагические нарушения кровообращения: инсульты, аневризмы, артериовенозные мальформации;
	 
- 
		 опухоли и кисты: глиомы, менингиомы, астоцитомы, кранеофарингиомы;
	 
- 
		 метаболические и эндокринные нарушения: гипотиреоз, гипертиреоз, диабет, гипогликемия;
	 
- 
		 недостаток йода и других микроэлементов, витаминов и аминокислот, необходимых для нормального развития мозга;
	 
- 
		 неблагоприятная социальная среда: недостаток внимания, заботы, общения, обучения, игры и других факторов, способствующих психическому развитию ребенка.
	 
	 Причины умственной отсталости бывают изолированными или комбинированными, в некоторых случаях этиология заболевания остается неизвестной. Иногда патология сопровождается другими физическими или психическими нарушениями: эпилепсия, церебральный паралич, аутизм, шизофрения.
	 В основе олигофрении лежат механизмы, приводящие к нарушению развития и функционирования мозга и, как следствие, к снижению интеллектуальных и адаптивных навыков. Патогенез заболевания зависит от причины, времени и характера воздействия повреждающих факторов. В общем случае, он представляет собой последовательность следующих этапов:
	- 
		 поражение головного мозга в результате генетических, врожденных, инфекционных, токсических, травматических и других факторов;
	 
- 
		 нарушение структуры и функции нейронов, кровеносных сосудов, нейромедиаторов и других элементов нервной системы;
	 
- 
		 сбой формирования и развития нейрональных сетей, ответственных за различные аспекты психической деятельности: память, внимание, мышление, речь, эмоции, моторика;
	 
- 
		 нарушение взаимодействия между различными отделами мозга;
	 
- 
		 сбой взаимодействия между мозгом и другими системами организма;
	 
- 
		 нарушение адаптации к окружающей среде, социализации, самореализации и других процессов, требующих интеллектуальной и адаптивной деятельности.
	 
Стадии умственной отсталости
 
 
	 Существует несколько вариантов классификации умственной отсталости, но одной из наиболее широко используемых является система, основанная на критериях, разработанных Американской психиатрической ассоциацией (APA) в диагностическом и статистическом руководстве психических расстройств (DSM-5).
	 По этой системе олигофрения делится на 4 стадии в зависимости от интеллектуального уровня:
	- 
		 Легкая умственная отсталость (IQ 50-70). Наиболее распространенная форма заболевания, составляющая около 85% всех случаев. У пациентов наблюдается умеренное снижение интеллектуальных способностей и адаптивных навыков, затрудняющее им самостоятельную жизнь, но не делающее их полностью зависимыми от других. Они способны обучаться базовым навыкам чтения, письма, счета, самообслуживания, общения, но им требуется постоянное обучение и социальная поддержка. Пациенты могут достигать определенного уровня развития и реализации, но имеют ограниченные возможности для самостоятельного принятия решений. Также они не имеют право занимать определенные должности, например, работать в охране, служить в госструктурах. Необычные внешние проявления расстройства отсутствуют.
	 
- 
		 Умеренная степень олигофрении (IQ 35-49). Составляет около 10% всех случаев. У пациентов наблюдаются внешние признаки патологии: аномальные конечности, нарушенное строение черепа. Развитие сильно заторможено, в том числе в базовых направлениях: чтение, письмо. Больные могут освоить стандартные коммуникативные навыки, выполнять легкие задания под контролем другого человека. Способны самостоятельно (без сопровождающих) посещать знакомые места и заведения.
	 
- 
		 Тяжелая умственная отсталость (IQ 20-35). Пациентам требуется постоянная помощь в повседневных задачах, они могут освоить только очень простые навыки самообслуживания. Нарушение сопровождается асоциальными поступками, ярко выраженными отклонениями речи, мышления, внимания.
	 
- 
		 Глубокая стадия олигофрении (IQ менее 20). Больные нуждаются в круглосуточной помощи и медицинском уходе. Они ограничены в физических возможностях, имеют серьезные проблемы с коммуникацией. Наблюдается практически полное отсутствие речи и реакции на окружающую среду. Пациенты не способны без поддержки передвигаться, не проявляют никаких эмоций. Навыки самообслуживания отсутствуют, возможно потеря контроля над мочеиспусканием и дефекацией.
	 
	 Также специалисты выделяют пограничную умственную отсталость (IQ 71-84). Самая легкая стадия заболевания, которая часто не распознается и не диагностируется. Пациенты имеют незначительное снижение интеллектуальных способностей и адаптивных навыков, которые не мешают им вести самостоятельную жизнь, но могут вызывать трудности в обучении, работе, общении и социализации.
	 Больные с подобной формой расстройства зачастую нуждаются в дополнительной поддержке и руководстве в определенных ситуациях, но способны к саморазвитию и самореализации.
 
	 Таблица степени умственной отсталости и их характеристика:
    
        Степень умственной отсталости
        IQ
        Особенности
     
    
        Легкая степень олигофрении (дебильность)
        50-69
        Человек владеет элементарными навыками чтения, письма, счета, самообслуживания, легко адаптируется к простым социальным ситуациям.
     
    
        Умеренная (имбецильность)
        35-49
        Пациент владеет простыми навыками самообслуживания, выполняет простые работы под руководством, общается на элементарном уровне, нуждается в постоянной поддержке и помощи.
     
    
        Тяжелая (идиотия)
        20-34
        Больной владеет базовым набором навыков самообслуживания, понимает и использует некоторые слова, выполняет простые действия под контролем другого человека, нуждается в постоянном уходе и наблюдении.
     
    
        Глубокая (профундная)
        менее 20
        У человека полностью отсутствуют навыки самообслуживания, он не может говорить, нуждается в круглосуточном уходе и медицинском наблюдении.
     
 
 
 
Осложнения при умственной отсталости
 
	 Последствия олигофрении бывают физическими и психологическими, и зависят от степени тяжести отклонений в развитии. При дебильности осложнения минимальные. Пациенту труднее осваивать новый материал, чем ровесникам и сложно заниматься интеллектуальной работой. Но в 90% случаев у него получается адаптироваться в социуме.
	 При умеренной умственной отсталости и идиотии последствия более тяжелые:
	- 
		 Одним из основных осложнений является социальная изоляция. Больные часто сталкиваются с трудностями в установлении и поддержании социальных связей из-за ограниченных возможностей коммуникации и адаптации к общественным ситуациям. Это приводит к чувству одиночества, что отрицательно сказывается на эмоциональном благополучии.
	 
- 
		 Уязвимость перед физическими и психическими заболеваниями. Пациенты испытывают сложности в самообслуживании, что делает их более подверженными различным патологиям. У них повышенный риск развития пневмонии, дерматологических болезней, пролежней.
	 
- 
		 Поведенческие отклонения, склонность к самоповреждению. Больные могут резать себя, вырывать волосы, биться головой.
	 
- 
		 Психологические осложнения: проблемы с адаптацией, агрессивное поведение, тревожность и депрессия. Больным сложно понимать и выражать собственные эмоции, что усложняет процесс общения и межличностных отношений.
	 
- 
		 Ограничения в образовании, трудоустройстве и самореализации. Люди с олигофренией трудно получить хорошее образование и найти работу, что приводит к социальной зависимости и экономическим трудностям.
	 
	 Также к последствиям глубокой умственной отсталости относят: неврологические патологии (эпилепсия, паралич), гиперсексуальность, злоупотребление ПАВ, получение тяжелых травм, склонность к суициду. Инвалидность устанавливается при всех видах олигофрении, за исключением легкой формы.
	 Чем раньше обнаруживается олигофрения, тем больше шансов на коррекцию и компенсацию недостатков. Поэтому, важно обращать внимание на отклонения в психомоторном и познавательном развитии ребенка, сравнивая его с нормативами возраста. Если родители или воспитатели замечают следующие симптомы умственной отсталости у ребенка, то они должны обратиться к врачу-психиатру для диагностики и лечения:
	- 
		 поздно начинает улыбаться, смотреть, сидеть, ползать, ходить, говорить;
	 
- 
		 плохо реагирует на звуки, свет, прикосновения, голоса;
	 
- 
		 не проявляет интереса к игрушкам, окружающим предметам и людям;
	 
- 
		 не понимает простых слов, жестов;
	 
- 
		 не может самостоятельно есть, одеваться, ходить в туалет;
	 
- 
		 задержка или регресс в развитии речи, мышления, памяти;
	 
- 
		 повышенная раздражительность, беспокойство или, наоборот, апатия, безразличие;
	 
- 
		 частые приступы судорог, головных болей, тошноты, рвоты;
	 
- 
		 аномалии во внешности: асимметрия лица, ушей, глаз, рук, ног, тела.
	 
Диагностика
 
	 Диагностика олигофрении — сложный и многоэтапный процесс, включающий в себя различные методы и инструменты для определения уровня когнитивной функции и адаптивных навыков. Диагностические мероприятия проводит психиатр.
     
       
        Определить умственную отсталость тестом на IQ нельзя.
       
 
	 Для постановки диагноза необходимо наличие следующих критериев: сильные ограничения интеллектуальных способностей и адаптивного поведения, появление признаков расстройства до 18 лет. Тест на IQ является одним из основных направлений диагностики, но обязательно проводятся дополнительные исследования:
	- 
		 Оценка развития. Первоначально проводится в раннем детстве с использованием различных шкал: Гриффитса, Денвера. Они позволяют оценить различные аспекты развития ребенка: моторика, коммуникация, социальные навыки.
	 
- 
		 Психологическое тестирование. Проводится с использованием стандартизированных тестов: на интеллект, наборы навыков адаптации. Они помогают определить уровень когнитивных способностей и адаптивных навыков.
	 
- 
		 Медицинское обследование. Включает в себя оценку физического состояния пациента, проведение неврологического осмотра, нейрообразовательных исследований (МРТ или ЭЭГ) для исключения органических причин болезни олигофрении.
	 
- 
		 Оценка социальной адаптации. Включает в себя изучение способности человека к самообслуживанию, коммуникации, оценку навыков социального взаимодействия и адаптации к повседневным жизненным ситуациям.
	 
- 
		 Важной частью диагностики является сбор анамнеза у пациента и его близких. Это позволяет получить информацию о ранних этапах развития болезни, возможных проблемах во время беременности или родов, генетических факторах.
	 
	 Важно отметить, что диагностика формы умственной отсталости обычно проводится командой специалистов, которая может включать в себя психологов, педиатров, неврологов, логопедов, социальных работников.
Лечение умственной отсталости
 
	 Универсальной схемы лечения олигофрении не существует. Патологическое состояние сохраняется у больного на протяжении всей жизни и требует регулярного прохождения поддерживающей терапии. Подход к лечению заболевания должен быть индивидуализированным, учитывать уровень умственной отсталости, возраст пациента, его потребности и специфические проблемы.
	 Курс терапии направлен на решение трех базовых проблем:
	- 
		 устранение или смягчение фактора, спровоцировавшего развитие олигофрении;
	 
- 
		 лечение сопутствующих соматических и психических отклонений для нормализации функционирования пациента;
	 
- 
		 поведенческие и когнитивные корректировки на начальных стадиях расстройства.
	 
	 В обязательном порядке проводится медико-педагогическая работа с членами семьи больного. Лечится олигофрения как амбулаторно, так и в стационаре. Госпитализация требуется при ярко выраженных психотических признаках, которые сопровождаются видениями, бредом, судорогами, поведенческими отклонениями.
	 Диагноз умственная отсталость предусматривает назначение пациенту определенных медикаментов для стабилизации состояния:
	- 
		 антидепрессанты;
	 
- 
		 нейролептики;
	 
- 
		 общеукрепляющие препараты;
	 
- 
		 противоэпилептические средства;
	 
- 
		 стимуляторы интеллектуальной деятельности.
	 
	 В вопросе целесообразности использования психотерапии при олигофрении специалисты до сих пор не пришли к единому мнению. Однако, такие направления как когнитивно-поведенческая терапия и прикладной анализ дают неплохой эффект, особенно при умственной отсталости легкой степени и умеренной. Прикладной анализ поведения помогает освоить новые навыки, улучшить показатель самостоятельности, адаптации. Когнитивно-поведенческая терапия позволяет избавиться от большого количества проблем, включая расстройства настроения.
	 
	
	
		 звоните на горячую линию, круглосуточно и без выходных
	
	
 
Профилактика и рекомендации
 
	 Снять диагноз умственная отсталость можно лишь в исключительных случаях, поскольку зачастую заболевание является неизлечимым. Профилактика олигофрении включает в себя широкий спектр мероприятий, направленных на предотвращение возникновения нарушения или уменьшение ее тяжести:
	- 
		 Одним из ключевых моментов является обеспечение качественной пренатальной заботы для беременных женщин. Регулярные визиты к врачу, правильное питание, отказ от вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков) и избегание контакта с токсичными веществами помогают предотвратить различные факторы риска, способные привести к олигофрении у ребенка.
	 
- 
		 Раннее выявление различных медицинских и развивающих проблем у детей позволяет своевременно начать лечение и поддержку. Регулярные осмотры у педиатра, скрининг на различные нарушения развития, проведение развивающих занятий и игр способствуют своевременному выявлению и коррекции различных проблем.
	 
- 
		 Проведение программ обучения для будущих родителей по вопросам здорового образа жизни, правильного питания, методов воспитания и развития ребенка.
	 
- 
		 Стимулирование экономического развития и борьба с бедностью имеют прямое отношение к профилактике умственной отсталости. Бедность относится к факторам риска для возникновения различных проблем здоровья у детей, включая олигофрению. Поэтому социальные программы поддержки семей, обеспечение доступа к качественным медицинским услугам и образованию имеют большое значение.
	 
- 
		 Создание безопасной окружающей среды для детей и подростков. Включает в себя предотвращение травматических повреждений, предупреждение отравлений, обеспечение безопасности на дорогах.
	 
- 
		 Доступ к качественному образованию и развивающим программам. Инклюзивное образование, индивидуализированные программы обучения и поддержка для детей с особыми потребностями помогают предотвратить возникновение проблем со здоровьем и развитием.
	 
	 Профилактика разных видов умственной отсталости направлена на создание условий для здорового физического, психического и социального развития детей.
 
	Литература:
	- 
		 Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1973;
	 
- 
		 Маринчева Г.С., Вроно М.Ш. Умственная отсталость // Руководство по психиатрии / Под ред. А.С. Тиганова. — М.: Медицина, 1999;
	 
- 
		 Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. — СПб.: Речь, 2003;
	 
- 
		 Бухановский А. О., Кутявин Ю. А., Литвак М. Е. Общая психопатология. Пособие для врачей. 2-е изд. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.