История развития нейропсихологической диагностики
Нейропсихология – это наука, изучающая связь между мозгом и психикой человека. Возникла в конце XIX – начале XX века на стыке неврологии и психологии. Одним из первых ученых, занимавшимся нейропсихологией, был немецкий врач и анатом Пауль Брока, который в 1861 году обнаружил, что повреждение левого лобного отдела мозга приводит к потере способности говорить. В 1874 году французский врач и невропатолог Карл Вернике обнаружил, что повреждение левого затылочного отдела мозга приводит к потере способности понимать речь. Таким образом, Брока и Вернике доказали, что разные участки мозга отвечают за разные психические функции.
В середине XX века нейропсихология получила новый импульс развития, благодаря работам советских ученых Александра Лурия и Льва Выготского, которые создали функциональную теорию мозга и психики. Они предположили, что психические функции не связаны с отдельными участками мозга, а формируются в результате сотрудничества разных зон, объединенных в функциональные системы. Они также учитывали влияние социальных и культурных факторов на развитие психики человека. Лурия разработал комплексную методику нейропсихологического тестирования, которая до сих пор является одной из самых авторитетных и распространенных в мире. Выготский заложил основы развития нейропсихологии, которая изучает особенности психики детей и подростков с нарушениями мозговой деятельности.
Задачи исследования при локальных поражениях мозга
Локальные поражения мозга – это повреждения определенных участков мозга, которые могут быть вызваны разными причинами: травмы, инсульты, опухоли, инфекции, дегенеративные заболевания. Приводят к нарушению психических функций, связанных с этими участками. Например, если поврежден левый лобный отдел мозга, то может нарушиться речевая функция, при нарушениях в правом затылочном отделе, происходит сбой в работе зрительного аппарата.
Задачи исследования при локальных поражениях мозга состоят в том, чтобы определить:
-
Локализацию повреждения. Для этого используются разные методы нейроимиджинга: компьютерная томография (КТ), магнитно-резонансная томография (МРТ), позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ). Они позволяют получить изображение мозга и выявить области повреждения.
-
Характер и степень нарушений психических функций. Для этого используются разные методы нейропсихологического тестирования способностей: методика Лурия, Бендера, Векслера. Они позволяют оценить состояние разных психических функций: внимание, память, речь, мышление, восприятие, моторика.
-
Причины и последствия нарушений психических функций. Для этого используются разные методы анамнеза, клинического наблюдения и консультации с другими специалистами. Это позволяет установить связь между повреждением мозга и нарушением психики, а также выявить факторы, которые могут усугубить или улучшить состояние пациента.
Исследование при локальных поражениях мозга помогает не только диагностировать заболевание, но и назначать эффективное лечение и реабилитацию пациента.
Виды нейропсихологической диагностики
Нейропсихологическая диагностика может быть разделена на несколько видов в зависимости от целей и задач исследования:
-
Топическая. Направлена на выявление локализации поражения. Для этого используются задания, которые активизируют определенные участки мозга, ответственные за разные психические функции.
-
Функциональная. Направлена на выявление уровня развития и сохранности разных психических функций у пациента. Используются задания, проверяющие разные аспекты этих функций (объем, скорость, точность, гибкость).
-
Индивидуально-типологическая. Направлена на выявление индивидуальных особенностей психического функционирования пациента. Для этого применяют задания, отражающие разные стили мышления, восприятия, обучения.
-
Диагностика аномалий развития. Направлена на обнаружение нарушений или задержек в развитии психических функций у детей или подростков. Базируется на заданиях, которые соответствуют возрастным нормам и требованиям к развитию ребенка.
Стоимость нейропсихологического обследования в клинике Роса составляет 3000 рублей. Записаться на прием можно по телефону или на сайте. Круглосуточная линия для консультаций работает в режиме 24/7.
Возможности нейропсихологической диагностики
Нейропсихологическая диагностика нужна для того, чтобы получить объективную и полную информацию о состоянии психики и мозга больного, а также о его потенциале и ресурсах. Полученные сведения используются для разных целей:
-
Диагностика и дифференциальная диагностика различных психических и неврологических заболеваний: деменция, шизофрения, депрессия, биполярное расстройство, эпилепсия, паркинсонизм.
-
Прогнозирование течения и исхода патологии, а также оценка эффективности лечения и реабилитации.
-
Коррекция и компенсация нарушений психических функций с помощью специальных упражнений, тренингов, лекарств и других средств.
-
Адаптация и социализация больного в условиях повседневной жизни, обучения и работы.
-
Развитие и поддержание психического здоровья, профилактика стресса и выгорания.
-
Самопознание и саморазвитие, повышение самооценки и самоэффективности.
Нейропсихологическое тестирование взрослых помогает не только диагностировать заболевание, но и назначать эффективное лечение. Также оно помогает развивать и поддерживать психическое здоровье человека, повышать его качество жизни.
Принципы построения нейропсихологических диагностических методик
Нейропсихологические диагностические методики – специальные системы заданий и правил их оценки, использующиеся для проведения тестирования. Они должны соответствовать определенным принципам построения, чтобы быть достоверными, валидными и надежными. Среди этих принципов можно выделить следующие:
-
Принцип целевого подбора. Диагностическая методика должна быть подобрана в соответствии с целью и задачами исследования, а также с характеристиками пациента, такими как возраст, образование, профессия.
-
Принцип комплексности. Нейропсихологическая диагностическая методика должна быть комплексной, то есть включать в себя разные виды и методы тестирования, позволяющие охватить разные психические функции и их взаимосвязь.
-
Принцип стандартизации. Методика должна быть стандартизированной, то есть иметь четкие правила проведения и оценки тестирования, а также нормативные данные для сравнения результатов.
Процедура проведения
Нейропсихологическое тестирование детей обычно состоит из нескольких этапов:
-
Анамнез. Нейропсихолог собирает информацию о жалобах, симптомах, медицинской истории, образовании и социальном статусе пациента. Это помогает составить предварительную картину состояния больного и выбрать подходящие методы тестирования.
-
Тестирование. Специалист проводит различные задания с пациентом, направленные на проверку его психических функций. Задания могут быть выполнены как устно, так и письменно или с помощью компьютера. Тестирование длится от одного до нескольких часов в зависимости от цели и объема исследования.
-
Анализ результатов. Нейропсихолог анализирует полученные данные и сравнивает их с нормативными значениями для соответствующего возраста и уровня образования пациента. Специалист также учитывает факторы, которые могут повлиять на результаты тестирования, такие как усталость, стресс, настроение, мотивация, лекарства.
-
Заключение и рекомендации. Врач составляет письменный отчет о проведенном тестировании, в котором излагает свои выводы и рекомендации по дальнейшему лечению и реабилитации пациента.
Нейропсихологическое тестирование проводится в специально оборудованном кабинете или лаборатории под руководством нейропсихолога. Перед началом тестирования пациенту объясняют цель и задачи исследования, а также дают инструкции по выполнению заданий. Во время обследования врач наблюдает за поведением и реакциями пациента, а также записывает его ответы и ошибки.
Методы нейропсихологического обследования
Существует множество разных методик нейропсихологического обследования, которые имеют свои преимущества и недостатки. К наиболее распространенным и авторитетным относятся:
-
Методика Лурия. Основана на функциональном подходе к изучению мозга и психики, который предполагает, что психические функции не связаны с отдельными участками мозга, а формируются в результате сотрудничества разных зон мозга, объединенных в функциональные системы.
-
Методика Бендера. Одна из самых простых и широко используемых методик основана на проверке зрительно-пространственной организации и координации пациента. Методика Бендера состоит из 9 геометрических фигур, которые пациент должен скопировать на бумаге.
-
Методика Векслера. Основана на проверке интеллектуальных способностей пациента с помощью двух шкал: вербальной и невербальной. По результатам обеих шкал нейропсихолог определяет уровень интеллекта больного, а также его сильные и слабые стороны.
Нейропсихологическое тестирование – метод диагностики психики и мозга человека, помогающий выявить психические и неврологические нарушения.
Пройдите обследование в МПЦЗ Роса, где сможете получить профессиональную помощь опытных специалистов, а также воспользоваться всеми преимуществами клиники.