Расстройство адаптации – состояние, которое развивается при серьезных потрясениях и невозможности приспособиться к изменившимся условиям. Заболевание сопровождается нарушениями эмоциональной сферы, потерей интереса к происходящему и другими неприятными симптомами.
Некоторые дети устойчивы к неблагоприятным обстоятельствам, другие достаточно трудно адаптируются к новым условиям.
При появлении изменений в поведении и настроении ребенка не стоит откладывать визит к специалисту. Своевременная помощь и лечение помогут справиться с проблемой на ранних стадиях, чтобы в последующем подросток не испытывал какого-либо дискомфорта.
Опытные врачи центра психиатрии, неврологии и наркологии РОСА окажут квалифицированную медицинскую помощь и восстановят психоэмоциональное здоровье вашего ребенка.
Определение болезни – что такое расстройство адаптации у детей
Расстройство адаптации у детей и подростков возникает, когда ребенок не может принять новые обстоятельства и жизненные условия. Нарушение относится к категории психогенных расстройств и занимает промежуточное положение между обычной реакцией на стрессовое событие и появлением симптомов, на которые нужно обратить внимание.
Рассматриваемая патология является дезадаптивной реакцией организма на психоэмоциональный стресс, которая, как правило, прекращается после окончания действия негативного фактора. Если эмоциональные и физиологические проявления сохраняются более 6 месяцев, нарушение следует отнести к категории посттравматического или соматоформного расстройства.
Дезадаптация у ребенка может быть следствием сильных кратковременных стрессовых ситуаций или продолжительных, но менее интенсивных. В качестве провоцирующих факторов чаще выступает неблагоприятная семейная обстановка. У подростков нередко возникают непонимание, конфликты с родителями, сверстниками и учителями.
В структуре болезни соматические симптомы, (боли в груди, животе, учащенное сердцебиение, головокружение, плохой сон) сочетающиеся с тревожно-депрессивными и поведенческими нарушениями (отклонением от принятых в данном обществе социальных и нравственных норм). Степень выраженности симптоматики зависит от возраста ребенка, его физической и психической зрелости. Важно понимать, что у детей, страдающих каким-либо соматическим недугом, одновременно нарушается нервно-психическая сфера. Это может быть связано с общей реакцией на заболевание, необходимостью госпитализации, инъекций, приема лекарственных препаратов.
Симптомы или как проявляется расстройство адаптации у детей
Клиническая картина заболевания многообразна и отличается в каждом конкретном случае, что может вызвать трудности при постановке правильного диагноза.
К основным симптомам расстройства адаптации у подростков относятся:
-
беспокойство, тревога, чувство напряжения;
-
плохое настроение, плаксивость, замкнутость;
-
потеря интереса к занятиям, которые ранее доставляли удовольствие;
-
отсутствие желания общаться;
-
снижение самооценки;
-
забывчивость, рассеянность, ухудшение концентрации внимания;
-
раздражительность;
-
агрессивные проявления;
-
проблемы с учебой, пропуски уроков и прочее.
Часто отмечаются признаки астении: повышенная утомляемость, слабость, упадок сил. Возможны невротические и неврозоподобные состояния: навязчивости, заикание, нарушения сна и аппетита, энурез (недержание мочи).
Проявления поведенческих отклонений, в основном, определяются возрастом ребенка. Для младших школьников характерны реакции протеста, отказ от еды, уходы из дома и др. Подростки склонны к сопротивлению установившимся порядкам, попыткам выйти из-под контроля и опеки взрослых.
Расстройство адаптации вызывает нарушение нормального повседневного функционирования ребенка, поэтому следует как можно раньше приступать к терапии.
Причины появления расстройства адаптации у детей
Основной причиной развития недуга у детей является неустойчивая психика. Возникновение болезни может спровоцировать любая стрессовая ситуация, постоянное напряжение, длительно протекающие хронические болезни.
В группе риска – подростки с наследственной предрасположенностью. Важную роль играют особенности личности, способы реагирования, недостаточная защищенность ребенка. К болезни предрасполагают такие индивидуальные качества, как: мнительность, повышенная тревожность, чувствительность, ранимость, склонность к необдуманным поступкам, драматизации.
К данному расстройству наиболее уязвимы дети в периоды возрастных кризисов и значимых изменений жизненного уклада: посещение детского сада, школы и др. В период обучения в школе появляются новые обязанности, контакты, эмоциональные и умственные нагрузки, формируются поведенческие модели, самооценка и пр. В пубертатном возрасте происходят значительные физические, психологические и гормональные изменения, которые нередко сопровождаются подобным нарушением.
Среди причин расстройства адаптации у детей можно выделить следующие:
-
сложные бытовые условия;
-
неблагополучная обстановка, конфликты, отсутствие внимания и заботы со стороны родителей;
-
асоциальная или неполная семья;
-
утрата близкого;
-
большие умственные нагрузки;
-
смена школы, места жительства;
-
стихийные бедствия и др.
В основе патологии – неспособность ребенка правильно анализировать сложившуюся ситуацию, приспосабливаться к возникающим обстоятельствам. Стресс выступает в качестве ответной реакции на несоответствие между предъявляемыми требованиями к личности подростка и невозможностью справиться с проблемой.
Классификация расстройства адаптации у детей
В течении заболевания выделяют 3 стадии:
-
субклиническая, характеризующаяся нестабильностью эмоций, головными болями, головокружением, бессонницей;
-
стадия клинических проявлений с комплексом симптомов, типичных для данного недуга;
-
компенсация поведенческих и аффективных нарушений.
Существует вероятность хронического течения болезни с периодами кратковременных ремиссий.
Виды расстройства адаптации у подростков:
-
Нарушение в границах семьи. Проявляется ухудшением отношений с родными, неуравновешенностью, агрессивным поведением в домашней обстановке. В школе, со сверстниками отклонения отсутствуют или выражены незначительно.
-
Несоциализированное расстройство. Негативное отношение направлено на круг общения: одноклассников, друзей и др.
-
Социализированное. Агрессия, правонарушения в пределах группы: совместные кражи, асоциальные поступки, прогулы.
-
Вызывающее оппозиционное поведение. Чаще наблюдается у дошкольников в форме непослушания и отсутствия желания общаться с близкими.
Важно вовремя обратить внимание на изменения в состоянии ребенка и проконсультироваться у специалиста. В противном случае болезнь прогрессирует и может привести к нежелательным последствиям.
К осложнениям недуга относятся:
-
риск развития аутоиммунных, неврологических, сосудистых патологий;
-
тревожно-депрессивное расстройство, тяжелая депрессия, суицидальные мысли;
-
невротические состояния и др.
Длительное течение болезни приводит к выраженным поведенческим отклонениям, физическому и умственному истощению.
Появление чрезмерной раздражительности, нервозности, агрессивных проявлений у ребенка является поводом для незамедлительного обращения к врачу. Не стоит заниматься самолечением и откладывать консультацию. Это может привести к ухудшению самочувствия, нарастанию дискомфорта, трудностям в учебе и общении.
Диагностика и лечение расстройства адаптации у детей
Определить причину и установить точный диагноз может только специалист – детский психиатр после проведения обследования.
Врач беседует с ребенком и родителями, выясняет жалобы, собирает анамнез, анализирует клиническую картину и динамику развития болезни. Во время беседы доктор обращает внимание на поведение и эмоциональное состояние маленького пациента. Для диагностики важное значение имеют следующие критерии:
-
выявление психотравмирующей ситуации, которая послужила причиной расстройства;
-
развитие симптомов в течение 1-2 месяцев после воздействия стрессового фактора;
-
длительность реакции на психотравму, которая должна составлять не более 6 месяцев;
-
отражение стрессовой ситуации в переживаниях ребенка и наблюдаемой симптоматике.
При диагностике детским врачам необходимо отграничить данную патологию от острой реакции на стресс, депрессивного и тревожного расстройства, аффективно-шоковых реакций и пр.
В случае необходимости врач может назначить консультации других специалистов и назначить дополнительные исследования.
Лечение расстройства адаптации у детей осуществляют в клинике или амбулаторно в зависимости от характера проявлений и тяжести состояния.
Наилучшего результата можно добиться, используя комплексный подход к решению проблемы. Лечение заболевания включает:
-
Психотерапевтические методики. Поведенческая терапия помогает устранить признаки агрессии, асоциальные тенденции, выявить глубинные причины нарушения, сформировать полезные навыки общения и пр. Благодаря групповым сеансам можно улучшить социальные приемы, взаимодействие со сверстниками, выработать новую модель поведения.
-
При наличии выраженной симптоматики, трудностях в общении применяют лекарственные препараты. Чаще всего назначают седативные средства на растительной основе. Для купирования соматовегетативных симптомов и нарушений эмоциональной сферы используют бензодиазепиновые транквилизаторы в виде короткого курса. При значительных нарушениях поведения целесообразно применение минимальных доз нейролептиков. Чувство тревоги и признаки депрессии являются показанием для назначения антидепрессантов. Среди прочих медикаментов: ноотропы, адаптогены, нейрометаболические средства, препараты магния, витаминные комплексы.
Обязательной составляющей лечебных мероприятий являются консультации с семейным психологом, работа с родителями, реабилитационная программа. Это помогает установить доверие и улучшить микроклимат в семье.
Расстройство адаптации у детей – актуальная проблема детской психиатрии и психологии. Раннее выявление и адекватное лечение недуга помогут предупредить дальнейшее развитие, восстановить психоэмоциональный фон ребенка.
Большое значение для профилактики состояния дезадаптации имеют благоприятная семейная обстановка, доброжелательная атмосфера, психологический комфорт подростка, поддержка и любовь близких. Нормальные внутрисемейные отношения способствуют самореализации, положительному настрою, формированию самооценки.
Список литературы:
-
Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков // Изд. Института психотерапии – М.,1999
-
Батыгина Г.З. Депрессивные расстройства как причина школьной дезадаптации в подростковом возрасте: автореф. дисс.к.м.н. – М., 1996.
-
Безруких М.М. Трудности адаптации первоклассников к школе //Управление начальной школой.– 2011. – № 8.