Прием специалистов Вызов врача на дом Обследования Стационар Амбулаторная помощь Медицинские справки Прайс-лист
Многопрофильный центр психического здоровья
Москва, Щепкина 9с1
с 9:00 до 21:00, без выходных
круглосуточная линия для консультации

Расстройство адаптации у детей

Главная
Статьи
Расстройство адаптации у детей
Оглавление

Расстройство адаптации у детей и подростков возникает, когда ребенок не может принять новые обстоятельства и жизненные условия. Патология относится к категории психогенных расстройств и занимает промежуточное положение между обычной реакцией на стрессовое событие и появлением симптомов, на которые нужно обратить внимание.

Рассматриваемая патология является дезадаптивной реакцией организма на психоэмоциональный стресс, которая, как правило, прекращается после окончания действия негативного фактора. Если эмоциональные и вегетативные проявления сохраняются более полугода, нарушение следует отнести к категории посттравматического или соматоформного расстройства.

Дезадаптация у ребенка может быть следствием сильных кратковременных стрессовых ситуаций или продолжительных, но менее интенсивных. В качестве провоцирующих факторов чаще выступает неблагоприятная семейная обстановка. У подростков нередко возникают непонимание, конфликты с родителями, сверстниками и учителями. 

В структуре болезни соматические симптомы сочетаются с тревожно-депрессивными и поведенческими нарушениями. Степень выраженности симптоматики зависит от возраста ребенка, его физической и психической зрелости. Важно понимать, что у детей, страдающих каким-либо соматическим недугом, одновременно нарушается нервно-психическая сфера. Это может быть связано с общей реакцией на заболевание, необходимостью госпитализации, инъекций, приема лекарственных препаратов.

Расстройство адаптации – состояние, которое развивается при серьезных потрясениях и невозможности приспособиться к изменившимся условиям. Заболевание сопровождается нарушениями эмоциональной сферы, потерей интереса к происходящему и другими неприятными симптомами.

Некоторые дети устойчивы к неблагоприятным обстоятельствам, другие достаточно трудно адаптируются к новым условиям.

При появлении изменений в поведении и настроении ребенка не стоит откладывать визит к специалисту. Своевременная помощь и лечение помогут справиться с проблемой на ранних стадиях, чтобы в последующем подросток не испытывал какого-либо дискомфорта.

Опытные врачи центра психиатрии, неврологии и наркологии РОСА окажут квалифицированную медицинскую помощь и восстановят психоэмоциональное здоровье вашего ребенка.

Определение болезни – что такое расстройство адаптации у детей

Расстройство адаптации у детей и подростков возникает, когда ребенок не может принять новые обстоятельства и жизненные условия. Нарушение относится к категории психогенных расстройств и занимает промежуточное положение между обычной реакцией на стрессовое событие и появлением симптомов, на которые нужно обратить внимание.

Рассматриваемая патология является дезадаптивной реакцией организма на психоэмоциональный стресс, которая, как правило, прекращается после окончания действия негативного фактора. Если эмоциональные и физиологические проявления сохраняются более 6 месяцев, нарушение следует отнести к категории посттравматического или соматоформного расстройства.

Дезадаптация у ребенка может быть следствием сильных кратковременных стрессовых ситуаций или продолжительных, но менее интенсивных. В качестве провоцирующих факторов чаще выступает неблагоприятная семейная обстановка. У подростков нередко возникают непонимание, конфликты с родителями, сверстниками и учителями.

В структуре болезни соматические симптомы, (боли в груди, животе, учащенное сердцебиение, головокружение, плохой сон) сочетающиеся с тревожно-депрессивными и поведенческими нарушениями (отклонением от принятых в данном обществе социальных и нравственных норм). Степень выраженности симптоматики зависит от возраста ребенка, его физической и психической зрелости. Важно понимать, что у детей, страдающих каким-либо соматическим недугом, одновременно нарушается нервно-психическая сфера. Это может быть связано с общей реакцией на заболевание, необходимостью госпитализации, инъекций, приема лекарственных препаратов.

Симптомы или как проявляется расстройство адаптации у детей

Клиническая картина заболевания многообразна и отличается в каждом конкретном случае, что может вызвать трудности при постановке правильного диагноза.

К основным симптомам расстройства адаптации у подростков относятся:

  • беспокойство, тревога, чувство напряжения;

  • плохое настроение, плаксивость, замкнутость;

  • потеря интереса к занятиям, которые ранее доставляли удовольствие;

  • отсутствие желания общаться;

  • снижение самооценки;

  • забывчивость, рассеянность, ухудшение концентрации внимания;

  • раздражительность;

  • агрессивные проявления;

  • проблемы с учебой, пропуски уроков и прочее.

Часто отмечаются признаки астении: повышенная утомляемость, слабость, упадок сил. Возможны невротические и неврозоподобные состояния: навязчивости, заикание, нарушения сна и аппетита, энурез (недержание мочи).

Проявления поведенческих отклонений, в основном, определяются возрастом ребенка. Для младших школьников характерны реакции протеста, отказ от еды, уходы из дома и др. Подростки склонны к сопротивлению установившимся порядкам, попыткам выйти из-под контроля и опеки взрослых.

Расстройство адаптации вызывает нарушение нормального повседневного функционирования ребенка, поэтому следует как можно раньше приступать к терапии.

Причины появления расстройства адаптации у детей

Основной причиной развития недуга у детей является неустойчивая психика. Возникновение болезни может спровоцировать любая стрессовая ситуация, постоянное напряжение, длительно протекающие хронические болезни.

В группе риска – подростки с наследственной предрасположенностью. Важную роль играют особенности личности, способы реагирования, недостаточная защищенность ребенка. К болезни предрасполагают такие индивидуальные качества, как: мнительность, повышенная тревожность, чувствительность, ранимость, склонность к необдуманным поступкам, драматизации.

К данному расстройству наиболее уязвимы дети в периоды возрастных кризисов и значимых изменений жизненного уклада: посещение детского сада, школы и др. В период обучения в школе появляются новые обязанности, контакты, эмоциональные и умственные нагрузки, формируются поведенческие модели, самооценка и пр. В пубертатном возрасте происходят значительные физические, психологические и гормональные изменения, которые нередко сопровождаются подобным нарушением.

Среди причин расстройства адаптации у детей можно выделить следующие:

  • сложные бытовые условия;

  • неблагополучная обстановка, конфликты, отсутствие внимания и заботы со стороны родителей;

  • асоциальная или неполная семья;

  • утрата близкого;

  • большие умственные нагрузки;

  • смена школы, места жительства;

  • стихийные бедствия и др.

В основе патологии – неспособность ребенка правильно анализировать сложившуюся ситуацию, приспосабливаться к возникающим обстоятельствам. Стресс выступает в качестве ответной реакции на несоответствие между предъявляемыми требованиями к личности подростка и невозможностью справиться с проблемой.

Классификация расстройства адаптации у детей

В течении заболевания выделяют 3 стадии:

  • субклиническая, характеризующаяся нестабильностью эмоций, головными болями, головокружением, бессонницей;

  • стадия клинических проявлений с комплексом симптомов, типичных для данного недуга;

  • компенсация поведенческих и аффективных нарушений.

Существует вероятность хронического течения болезни с периодами кратковременных ремиссий.

Виды расстройства адаптации у подростков:

  1. Нарушение в границах семьи. Проявляется ухудшением отношений с родными, неуравновешенностью, агрессивным поведением в домашней обстановке. В школе, со сверстниками отклонения отсутствуют или выражены незначительно.

  2. Несоциализированное расстройство. Негативное отношение направлено на круг общения: одноклассников, друзей и др.

  3. Социализированное. Агрессия, правонарушения в пределах группы: совместные кражи, асоциальные поступки, прогулы.

  4. Вызывающее оппозиционное поведение. Чаще наблюдается у дошкольников в форме непослушания и отсутствия желания общаться с близкими.

Важно вовремя обратить внимание на изменения в состоянии ребенка и проконсультироваться у специалиста. В противном случае болезнь прогрессирует и может привести к нежелательным последствиям.

К осложнениям недуга относятся:

  • риск развития аутоиммунных, неврологических, сосудистых патологий;

  • тревожно-депрессивное расстройство, тяжелая депрессия, суицидальные мысли;

  • невротические состояния и др.

Длительное течение болезни приводит к выраженным поведенческим отклонениям, физическому и умственному истощению.

Появление чрезмерной раздражительности, нервозности, агрессивных проявлений у ребенка является поводом для незамедлительного обращения к врачу. Не стоит заниматься самолечением и откладывать консультацию. Это может привести к ухудшению самочувствия, нарастанию дискомфорта, трудностям в учебе и общении.

Диагностика и лечение расстройства адаптации у детей

Определить причину и установить точный диагноз может только специалист – детский психиатр после проведения обследования.

Врач беседует с ребенком и родителями, выясняет жалобы, собирает анамнез, анализирует клиническую картину и динамику развития болезни. Во время беседы доктор обращает внимание на поведение и эмоциональное состояние маленького пациента. Для диагностики важное значение имеют следующие критерии:

  • выявление психотравмирующей ситуации, которая послужила причиной расстройства;

  • развитие симптомов в течение 1-2 месяцев после воздействия стрессового фактора;

  • длительность реакции на психотравму, которая должна составлять не более 6 месяцев;

  • отражение стрессовой ситуации в переживаниях ребенка и наблюдаемой симптоматике.

При диагностике детским врачам необходимо отграничить данную патологию от острой реакции на стресс, депрессивного и тревожного расстройства, аффективно-шоковых реакций и пр.

В случае необходимости врач может назначить консультации других специалистов и назначить дополнительные исследования.

Лечение расстройства адаптации у детей осуществляют в клинике или амбулаторно в зависимости от характера проявлений и тяжести состояния.

Наилучшего результата можно добиться, используя комплексный подход к решению проблемы. Лечение заболевания включает:

  1. Психотерапевтические методики. Поведенческая терапия помогает устранить признаки агрессии, асоциальные тенденции, выявить глубинные причины нарушения, сформировать полезные навыки общения и пр. Благодаря групповым сеансам можно улучшить социальные приемы, взаимодействие со сверстниками, выработать новую модель поведения.

  2. При наличии выраженной симптоматики, трудностях в общении применяют лекарственные препараты. Чаще всего назначают седативные средства на растительной основе. Для купирования соматовегетативных симптомов и нарушений эмоциональной сферы используют бензодиазепиновые транквилизаторы в виде короткого курса. При значительных нарушениях поведения целесообразно применение минимальных доз нейролептиков. Чувство тревоги и признаки депрессии являются показанием для назначения антидепрессантов. Среди прочих медикаментов: ноотропы, адаптогены, нейрометаболические средства, препараты магния, витаминные комплексы.

Обязательной составляющей лечебных мероприятий являются консультации с семейным психологом, работа с родителями, реабилитационная программа. Это помогает установить доверие и улучшить микроклимат в семье.

Расстройство адаптации у детей – актуальная проблема детской психиатрии и психологии. Раннее выявление и адекватное лечение недуга помогут предупредить дальнейшее развитие, восстановить психоэмоциональный фон ребенка.

Большое значение для профилактики состояния дезадаптации имеют благоприятная семейная обстановка, доброжелательная атмосфера, психологический комфорт подростка, поддержка и любовь близких. Нормальные внутрисемейные отношения способствуют самореализации, положительному настрою, формированию самооценки.

Список литературы:

  1. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков // Изд. Института психотерапии – М.,1999

  2. Батыгина Г.З. Депрессивные расстройства как причина школьной дезадаптации в подростковом возрасте: автореф. дисс.к.м.н. – М., 1996.

  3. Безруких М.М. Трудности адаптации первоклассников к школе //Управление начальной школой.– 2011. – № 8.

Рейтинг 5 из 5

Оцените статью!
Поделиться

Уважаемые гости нашего медицинского портала о психическом здоровье и благополучии!


Если ваша ситуация острая и срочная, или после прочтения у вас остались вопросы, наша круглосуточная профессиональная линия помощи ответит на любые вопросы по любому диагнозу и сможет обеспечить для вас скорейший прием в нашем центре для оказания как плановой, так и экстренной помощи!

Читайте также

Нужна предварительная консультация?
круглосуточно и без выходных
Задайте нам вопрос
Имя *
Номер телефона *
Ваш вопрос *